среда, 7 декабря 2011 г.

Пощупать историю

Как так? пощупать...
Недавно, судьба предоставила мне возможность прикоснуться к истории, самой настоящей реальной истории. И не просто прикоснуться, а подержать ее в руках, поразглядывать и "поводить носом".
"Историей" были рукодельные "дамские штучки" 19 века. Как-то отложилось со школьных лет - прошлый век, прошлый век... а ведь уже скоро как 12 лет не прошлый, а позапрошлый... :))))) и от этого еще более трепетно!
Меня эта тема очень интересует, сильно, причем вот совсем узко: только старинные вещи и только рукодельные! вот и представьте мои чувства, когда совсем неожиданно передо мной открылась одна коробка, потом другая... :)))))
Конечно же есть и любимые блоги, которые приоткрывают завесу в этот заманчивый и особенный мир, всегда их с большим интересом читаю. Их мало и они на вес золота!
Вы их тоже знаете: Tara, Агапья, Needleprint . если подскажете еще, буду благодарна :)
То что я вам покажу не все, но то, что именно впечатлило.
Вышитая бисером бархатная сумочка:


вот что интересно, по всей окружности идет повторяющийся узор из желтых, белых и красных роз, а в самом конце - раз - и синий распустившийся цветок...что это задумка автора? или эдакая "изюминка"?


смотришь и не не веришь глазам, потому что понимаешь что бисер -то в несколько раз меньше петитного бисера Mill Hill вот так вот... я не знаю наверняка, но мне кажется сей час такого не производят.


Кошелек вышитый гладью:


интересный сюжет! что он изображает? о чем рассказывает?
если порассматривать, то приходят ассоциации с Петербургом, статуи на крыше здания слева (может быть зимний дворец?), залив кораблями... это мои домыслы конечно, а вам что видится? а справа крадущийся человек, почему он здесь? может быть глупости все это и никакого особого смысла эта картинка не имеет, но так хочется нафантазировать! :)))))

Это его лицевая сторона, кстати тоже совсем не симметричная вышивка. то ли мне просто такие экспонаты попались, то ли в те времена вышивали "как Бог на душу положит"...



Кошелек, золотое шитье:


очень изящная небольшая работа, и при этом увесистая :)))))

А эта вещичка понравилась мне больше других, не потому что она ценнее  или древнее, а чисто по женски :) захотелось такую же себе :)))))
Бархатная сумочка с вышивкой.


Вышивка здесь выполнена металлической нитью, и кроме бисера используются металлические пайетки: круглые, в форме лепестков, дубовых листиков и желудей.


Я конечно не могу судить, таких или подобных вещей в жизни мне доводилось видеть совсем не много. Но почему-то эта сумочка кажется мне особенной, незаурядной. Может быть потому, что ее невозможно повторить... детально... а так хотелось бы!


Надеюсь и вам было интересно :)))))))

12 комментариев:

  1. Безумно красиво! Наверное это чудесно когда держишь в руках такое чудо и безумно страшно!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Люда, еще есть ЖЖ Юли из Ленинграда (у нее и блог есть, но он дублирует ЖЖ, разницы нет особой)
    http://julia-72.livejournal.com/
    Она тоже антикварный бисер любит. Раскапывает такие интересные сюжеты.
    У тебя очень интересные сумочки сняты. И ты права, та, что ты выбрала самая интересная.
    По поводу такого мелкого бисера я спрашивала а экскурсии в Вяземах (усадьба Голицыных, я покажу ее попозже), и мне экскурсовод сказала, что пришивался этот бисер конским волосом (так как игла не пролезала через дырочки), а волос жесткий и не требует иглы.

    ОтветитьУдалить
  3. Прекрасно понимаю ваши чувства! Я тоже с большим трепетом отношусь к старинным рукодельным вещам. В доме моих родителей до сих пор хранится прялка на которой пряла моя прабабушка! ...мало того, когда-то очень давно папа познакомил меня с одной старенькой бабулечкой ,которая умела прясть на таких вот доисторических прялках)) и она меня научила:) Пряла собачью шерсть, дома у нас ее было в избытке - держали собаку кавказской породы. Потом из этих ниток вязала носки. Конечно сейчас все навыки утрачены, но тогда это было жутко интересно, ведь этот вид рукоделия совсем их другой эпохи! :))
    п.с.... надо будет как-нибудь найти время сфотографировать и показать прялку в блоге.

    ОтветитьУдалить
  4. Светлана, не страшно, но волнительно :))))

    Саша, спасибо огромное за наводку!пойду изучать!

    Ирина, буду ждать ваше фото :))) в нашей семье тоже была прялка, толко вот жалею сильно, что не смогла ее сохранить...

    ОтветитьУдалить
  5. Саш, к сожалению экскурсоводы в музеях сами плохо разбираются в старых технологиях рукоделий. Нам в Останкино так и сказали, что атрибутировть бисерную вещь могут, а вот составить верное технологические описание - нет.
    Конский волос могли использовать когда бисер был совсем мелкий (до 1850 г.), но все еще круче. Волос продевался в бисеринку, затем вставлялся в иглу и уже иглой протыкался скволь ткань. Делали так потому как основой для бисерных вышивок почти всегда был лен - очень мелкого и плотного переплетения. Его никаким волосом не проткнуть.
    Конский волос жестче чем человеческий, но не так сильно, чтобы им ткань протыкать. Я ж верховой ездой занималась))

    ОтветитьУдалить
  6. Очень красивые вещи. Нравятся все!
    Бисерную сумочку жалко - нужно приводить в порядок потихоньку. Такой бисер трудно искать, но можно. Обычно ищут вещи того же периода в совсем плохом состоянии на разбор уже и бисер из них используют для реставрации (в том случае, если как у Александра Васильева нет запасов старинного бисера).
    Кошелек с золотной вышивкой в удивительно хорошем состоянии!

    ОтветитьУдалить
  7. Tara, спасибо за отзыв!
    Вот и я когда размышляла над Сашиными словами, подумала что наверное каждый раз приходилось вдевать волос в иглу, чтобы пришить бисеринку к основе. титанический расход терпения и времени!!!
    А насчет реставрации, в наших музеях нет такой практики, вещи выставляются в том виде, в каком сохранились... может быть нет специалистов, а может просто нет желания тратиться :( а в основном такие экспонаты лежат в запасниках.

    ОтветитьУдалить
  8. Ох, как я люблю такие вещи рассматривать.. Спасибо, что показала-рассказала..

    ОтветитьУдалить
  9. Забыла написать блоги с интересностями:
    Блог Ларисы Мецкер, она также реставрирует вещи для александра Васильева, а еще делает очень интересные украшения
    http://lameta.livejournal.com/77096.html
    Elmsley Rose - дама увлекается старинными вышивками
    http://elmsleyrose.blogspot.com/
    ЖЖ История костюма и моды
    http://costumology.livejournal.com/
    Кино и образ
    http://la-gatta-ciara.livejournal.com/

    ОтветитьУдалить
  10. ооооооо, спасибо огромное много-много раз!!!!
    зашла туда на минуточку, глянуть одним глазком и сижу уже целый вечер. теперь мне надолго хватит :)))))))

    ОтветитьУдалить
  11. Люда, большое спасибо, что показали эти прекрасные вещи. Откуда они? Это часть музейной коллекции?

    По поводу первой сумочки: мне кажется, что вышивальщица намеренно выбрала схему, состоящую из роз и вьюнков. Возможно, R (Rose) и A (Аckerwinde) - это ее инициалы. И то, что одну из роз она заменила астрой (Aster), возможно, тоже сделано намеренно.

    Зеленый кошелек с вышивкой гладью, безусловно, самая интересная вещь для исследования. Судя по аналогичным вещам, это мужской бумажник конца 18 в. французской работы. В таких бумажниках принято было хранить не только бумажные деньги, но и любовную переписку. Уверена, на ней вышита аллегорическая сцена. Судя по гондолам на переднем плане, это Италия. Женская фигура с оливковыми ветвями в руках и в оливковом венке, возможно, олицетворение мира. Военный на одном берегу изображен, по-моему, в мундире цветов французской армии (хотя я не специалист по мундирам). Таким образом, возможно, вся сцена изображает итальянскую кампанию Наполеона 1796-1797 гг. по освобождению Северной Италии от австро-сардинских войн. Возможно, этот бумажник был вышит в подарок участнику похода с "описанием" благородных целей французов: освобождение Северной Италии, установление там мира, привнесение идей равенства, свободы и т.д. С другой стороны, обращает на себя внимание разделение композиции на противоположные берега: на одном берегу военные, на другом - мирная картина с беззаботным пастушком, возможно, пальмой (тоже олицетворение мира) и парой голубей, олицетворяющих не только мир и согласие, но и любовную пару, помолвку. Голуби с лентами и цветами в клювах есть и на клапане. Изображение купидонов с корзиной цветов, цветочным венком и т.д. на обратной стороне, вне всяких сомнений, говорят о том, что вышивался такой бумажник любимому человеку, так что, возможно, всё это - надежды вышивальщицы на скорейшее установление мира, на возвращение любимого и скорейшую с ним помолвку/брачный союз.

    Конечно, все это мои предположения.

    ОтветитьУдалить
  12. Юлия,Вы не представляете как я рада видеть Вас у себя в гостях!!! я очень много читала Ваш журнал, в частности исследования по таным значениям цветочных композиций. Кстати именно вещи представленные в этом посте и поддтолкнули меня на поиски,которые привели к Вам в гости :)
    да, эти вещи часть музейной экспозиции, но принадлежат они другому музею, нашему другу, который дал нам их на временное пользование.
    Перечитала пост и поняла,что теперь,после того как я уже немного вникла в тему и почитала Вас,все представляется в другом свете, более глубоком :)))
    А ведь как замечательно, что раньше простые вещи носили в себе некое известное только хозяевам значение и тайные послания... это ведь очень интересно, жаль, что уже утрачено...
    Спасибо Вам!

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...